Каталог статей
Главная » Статьи » Мягкие игрушки |
Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего – очень заметного – места. Красноречивы находки отечественных археологов. На территории расселения восточных славян обнаружены деревянные лодочки, погремушки, волчки, коньки, птички, мечи, даже детские музыкальные инструменты – дудочки, трещетки, жужжалки. Факт, что игрушки всегда сопровождали детство,- неоспорим. Как неподлежит сомнению и то, что мелкая пластика (игрушки в том числе) выполняла в прежние времена гораздо более значимые функции и использовалась в культуре гораздо разнообразнее. Сегодня исследователи выделяют несколько типов игрушек, классификацию их по различным признакам. Не углубляясь в научные рассуждения, отметим основные типы. Прежде всего, это образная игрушка воспроизводит вещный мир взрослых, их труд, быт, предметы материальной культуры. Выделяется дидактическая игрушка, не имеющая прямых аналогов в природе и реальной жизни людей,- погремушки, жужжалки, головоломки. Существуют игрушки плоские и объемные, натуралистические и символические (даже вполне абстрактные), игрушки одинарные и употребляемые только или преимущественно в наборе (кубики, лото, солдатики, посуда); игрушки готовые и те, что следует собрать своими руками (конструкторы, картинки из деталей). Особый разряд составляют так называемые моторные игрушки – мячи, волчки, палочки, скакалки; они рассчитаны и на индивидуальные, и на коллективные подвижные игры. В месте с тем надо помнить, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, прежде всего игрушка – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. Дети в игре производили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, прием гостей, в похороны и рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои, вводило в обрядовую культуру. Ведь, изображая обряд, дети запоминали порядок ведения его, правильное использование вещей в том или ином ритуале, наконец, усваивали словесно-музыкальную сторону: подражая взрослым и перенимая текст, мелодию от более старших участников игры, дети овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения, искусством причитания, своеобразной обрядовой пластикой и пр. Детские игры в обряды наделялись в особых контекстах магической силой. Если замечали, что игра в свадьбу устраивается возле дома, где есть невеста на выданье, это всячески поощряли, пологая, что дети могут как бы накликать, спровоцировать настоящую свадьбу. Если же дети начинали играть в похороны у одного из углов избы, их старались отогнать подальше, отвлечь на другие занятия, поскольку в этом случае игровое поведение детей рассматривали как вещее предзнаменование. | |
Просмотров: 608
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |